Школа для молодых мам

Как организовать рабочее место
для ребёнка за компьютером?
 
Советы педагога дополнительного образования МДОУ "Детский сад комбинированного вида №176"  Беляничевой Веры Николаевны
 
Сделать это не трудно, а сохранению здоровья ребёнка это помочь может.
Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещённое место. Но так, чтобы на экране не было бликов.
Мебель должна соответствовать его росту. Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть ребёнок должен на расстоянии не менее 50 – 70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана.
Посадка прямая или слегка наклонённая вперёд, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребёнок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 – 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном  и коленном суставах под прямым углом и располагаются под стулом на соответствующей подставке.
 
Требования к мебели в зависимости от роста ребёнка.
 
 
Рост ребёнка
(см)
 
Стол
Высота поверхности над столом (мм)
Стул
Высота сидения над полом (мм)
 
90 – 100
 
 
420
 
240
 
101 – 115
 
 
460
 
260
 
116 – 130
 
 
520
 
300
 
 
ПОМНИТЕ!!! Занятия за компьютером принесут пользу, только в том случае, если Вы прислушаетесь к нашим рекомендациям и будете их выполнять. От этого зависит здоровье вашего ребёнка.

 
"НАЧИНАЙТЕ С КОЛЫБЕЛИ"
Статья музыкального руководителя Агаповой Г.Б.  
 

Музыкальное воспитание ребенка в семье - это одна из актуальных проблем современного образования. Многие родители спрашивают: «Когда надо начинать музыкальное воспитание?» И тогда я привожу афористично-емкий ответ на тот же вопрос известного венгерского педагога и композитора Золтана Кодай: «За девять месяцев до рождения ребенка. А еще лучше – за девять месяцев до рождения его матери»
Это не просто красивый афоризм. Именно так дело и обстоит. Новейшие психолого-педагогические исследования показали, что время, упущенное для воспитания в дошкольном возрасте, трудно восполнить. Особенно необратимые последствия имеет потеря первых лет. От нуля до четырех.
Ранний период  в жизни ребенка очень важен. У детей трех-четырех лет огромный жизненный потенциал. Их сознание - чистый лист. Оно не имеет стереотипных представлений и активно впитывает все новое. Познает окружающий мир. Именно в это время клетки головного мозга усиленно развиваются и достигают 70-80% от мозга взрослого человека. Дети до четырех лет хотят учиться, готовы учиться, получают от учебы удовольствие. Несомненно, этот возрастной феномен необходимо использовать.
 
Итак, у вас в семье большая радость - родился ребенок. С самого рождения младенец попадает в мир звуков. Это голоса близких и окружающие звуки .Младенец  вслушивается в мир звуков и пытается его понять. Уже  в 2-3 месяца у него появляется некоторое эмоциональное восприятие звукового окружения. Малыш поворачивает в сторону звуков голову, фиксирует глазами предмет, издающий звуки. А с 7-8 месяцев имитировать то, что слышит. Ребенок начинает понимать, что и звуки, которые издает он сам, вызывают реакцию окружающих.
К этому времени малыш, еще не улавливая смысла слов, тонко чувствует интонацию, мелодику человеческой речи. На ласковый тон - улыбается, тянется ручками, на сердитый – пугается, плачет. Неокрепшей нервной системе малыша противопоказаны резкие звуковые эффекты, ссоры родителей, громкая речь. Если подобных звуков много и они повторяются регулярно, ребенок становится нервным и возбудимым, плохо ест и спит.
Мелодичные, тихие, нежные звуки, напротив, действуют на него успокаивающе. Поэтому важно создать вокруг ребенка  звуковое окружение, насыщенное такими звуками.
Особенно благотворное влияние на раннее музыкальное развитие ребенка оказывает пение матери. С пением матери связаны первые, важные музыкальные впечатления и ощущение счастья, любви, нежности. Пение мамы, других близких людей – это самый лучший способ добиться того, чтобы ребенок с рождения реагировал на музыку как на что-то приятное и радостное.
В огромном мире звуков особенно влекут малыша музыкальные звуки. Музыка, которую вы предлагаете младенцу, должна быть высоко-художественной. Лучшие произведения музыкальной культуры. Не стоит искусственно ограждать малышей от Баха, Чайковского, Бетховена. Но музыка для самых  маленьких должна иметь ясную мелодию, светлый характер, четкую форму. Как же организовать слушание музыки?
Вот несколько основных  правил:
 
Музыка, даже самая замечательная, не должна звучать постоянно. В этом случае она не только перестает восприниматься как удовольствие радость, но перестает восприниматься вообще.
 
Музыка не должна звучать слишком громко.
Не надо давать слушать музыку ребенку, если по каким-то причинам он к этому не расположен. Вы это почувствуете по реакции малыша.
Сначала длительность слушания музыки не должна  превышать 2-3минут по 3-4 раза в день. Постепенно к 9-12 месяцам это время можно увеличить до 15-20 минут. К году ребенок сам  будет показывать на источник музыки, и просить его включить. К этому возрасту и его реакция (нравится музыка или нет) станет более определенной.
 
И, конечно же, как и всегда, в общении с ребенком  надо использовать игры.
 
Игра первая: У 2-3 месячного ребенка игра развивает  связь между звуком и его источником. Вы звените в колокольчик или стучите в погремушку, которые находятся в поле зрения ребенка. Потом отведите их в сторону, чтобы малыш не видел. Он тянется взглядом  и радуется, что обнаружил звучащие предметы.
 
Игра вторая: В 5-6 месяцев, когда малыш начинает ползать, вы прячетесь с колокольчиком в руках и звените - малыш по звуку находит вас. Постепенно вы можете прятаться все дальше.
 
Игра третья: В этом же возрасте в виде игры можно построить и слушание музыки. Вы включаете источник звука, ставите его на пол и слушаете 20-30 секунд, потом накрываете и выключаете, спрашиваете малыша «Где музыка?». Ребенок с удовольствием принимает игру. И, радуясь, что ситуация ему ясна, ползет к источнику звука и снимает покрывало. Потом возвращается обратно и ждет, пока вы снова включите музыку. После такого подвижного момента малыш слушает музыку с новым интересом.
      
 
Музыкальное воспитание ребенка от 1 до 3-х лет
 
Первый год – это стартовая площадка для запуска всех возможностей ребенка. Один год  –это именно тот возраст, когда определяется дальнейшее развитие малыша. Он начинает ходить, говорить, брать в руки различные предметы и музыкальные игрушки.
При создании культурного пространства для ребенка, нельзя забывать про музыкальные игрушки (поющие куклы, детские компьютеры и т.д.)
 
1.Музыкальные игрушки не должны быть спрятаны в шкафу, малыш должен без помощи взрослого ими воспользоваться. Это  дает возможность свободного выбора той игрушки, которая в данный момент малыша интересует
 
2. Избегайте игрушек, издающих чрезмерно резкие и громкие звуки.
 
3. Если музыкальных игрушек чересчур много, наступает звуковое пресыщение. И музыка воспринимается не как радость, а как некий звуковой фон.
 
В 3-4 года в музыкальном развитии малыша приобретают музыкальные инструменты .Они развивают слух, чувство ритма, эмоциональную восприимчивость ребенка. В какой-то мере формируют его музыкальный вкус.
Детские музыкальные инструменты следует осваивать поочередно. И здесь, конечно, потребуется помощь взрослого. Можно подбирать самые простые мелодии на слух. Сначала спойте песенку, а потом покажите,  как её играть на инструменте. А ребенок будет подражать вам.
 
Малыши – музыкальный народ. Они имеют музыкальные способности, о которых мы даже не подозреваем, и прямо-таки обожают петь. Душа ребенка чувствительна к песенной интонации, и нередко, дети начинают петь раньше, чем ходить. Здесь в полной мере проявляется их способность к подражанию. Постепенно в пении все больше проявляется индивидуальность малыша.
Прекрасно когда пение занимает важное место в жизни ребенка. Совершенствуется  голосовой аппарат, артикуляция. Развиваются чувства, вкус, память. Ведь песня - это не только музыка, но и стихи. Кроме того раннее пение – это путь к развитию музыкальности. Именно «ручеек» хорошей песни рано или поздно приведет вашего малыша к хорошей музыке - как серьезной, так и легкой. Вот несколько рекомендаций по приобщению детей к пению.
 
1.Петь громко – не значит петь хорошо.
Голосовой аппарат ребенка – это инструмент нежный и хрупкий. До 12 лет дети поют  за счет тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь, «сорвать». Поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную и сырую погоду. Решающее значение здесь, как, впрочем, и в любом воспитательном действии, имеет пример родителей. 
 
2.При совместном пении не заглушайте голос ребенка.
Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. В интересах ребенка пойте детские песенки, известные ему. Старайтесь при этом не заглушать голос малыша. Напротив, пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпеваете.
 
3.Не высмеивайте и не ругайте ребенка, если он поет фальшиво.
Это очень важно, поскольку маленький ребенок не уверен в своих силах, и неодобрение взрослых может надолго лишить его желания петь.
 
4.Используйте куклы и рисунки
Малыши мыслят конкретными реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Например, кукла движется в соответствии с темпом музыки. А иллюстрация поможет маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни.
Приобщению детей к пению также помогают игры: «Угадай мелодию», «Угадай по ритму». Где взрослый и ребенок меняются ролями.
 
 Также как и петь, малыши любят танцевать. Движения под музыку не только полезны для здоровья и помогают  научиться координировать движения, но и развивают у них музыкальность и чувство ритма, да и просто доставляют радость. Слуховые и мышечные  ощущения находятся в прямой связи. Надо помочь крохе овладеть простейшими танцевальными движениями. Особенно это нужно детям, не посещающим детский сад.
 Включайте музыку различного характера, и вы увидите, насколько велики способности крохи к импровизации.
Очень хорошо, когда танцам малыша учит его старший брат или сестра. «Дети  обучают других детей лучше, чем взрослые».- М.Монтессори.
Несомненно, что танцы, как и пение, внесут в жизнь малышей, а в прочем и в вашу тоже, улыбку и хорошее настроение. Кроме того, наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего не знали раньше.
 
Однако в раннем возрасте не стоит «зацикливаться» на каком – нибудь одном виде деятельности, чтобы дети не получили одностороннего воспитания. Чем более многосторонне развит ребенок, тем лучше формируются его музыкальные способности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОСТОРОЖНО, ГРИПП!
 
ГРИПП - ТЯЖЕЛАЯ ВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ
 

Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожилых людей. Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают до 15% населения Земного шара. В России ежегодно регистрируют от 27,3 до 41,2 млн. заболевших гриппов и другими ОРВИ.
 
Грипп и ОРЗ постепенно подрывают сердечно-сосудистую систему, сокращая на несколько лет среднюю продолжительность жизни человека. При тяжелом течении гриппа часто возникают необратимые поражения сердечно-сосудистой системы, дыхательных органов, центральной нервной системы, провоцирующие заболевания сердца и сосудов, пневмонии, трахеобронхиты, менингоэнцефалиты
 
Как заражаются гриппом
 
Грипп вызывается непосредственно вирусом гриппа (Myxovirus influenzae), относящимся к семейству ортомиксовирусов.
 
Резервуаром вируса как правило является больной человек. Последние вспышки гриппа (например, в Гонконге) дают основания предполагать, что возможна передача вируса типа А от животного к человеку.
 
Гриппом болеют люди любого возраста во всем мире, но наибольшее количество заболеваний наблюдается у детей в возрасте от 1 до 14 лет (37%), что в четыре раза выше, чем у пожилых (10%).
 
Передача инфекции осуществляется воздушно-капельным путем. Вирус со слизистых дыхательных путей при дыхании, чихании, кашле, разговоре выделяется в огромной концентрации и может находиться во взвешенном состоянии несколько минут. Также существует вероятность передачи инфекции через предметы обихода, соски, игрушки, белье, посуду.
 
При кашле, чихании, разговоре из носоглотки больного или вирусоносителя выбрасываются частицы слюны, слизи, мокроты с болезнетворной микрофлорой, в том числе с вирусами гриппа. На короткий промежуток времени вокруг больного образуется зараженная зона с максимальной концентрацией аэрозольных частиц. Дальность их рассеивания обычно не превышает 2-3 м.
 
Патогенез
 
После заражения вирусные частицы задерживаются на эпителии дыхательных путей. Обычно клетки слизистой оболочки носа, горла и респираторного тракта "выметают" вирусов, таким образом предотвращая инфекцию. Однако в некоторых случаях, частицы вируса попадают прямо в альвеолы, обходя первичные защитные механизмы организма.
 
В дыхательных путях вирусы прикрепляются к клетке при помощи гемагглютинина. Фермент нейраминидаза разрушают клеточную мембрану слизистой и вирус проникает внутрь клетки путем клеточного включения. Затем вирусная РНК проникает в клеточное ядро. В результате, в клетке нарушаются процессы жизнедеятельности и она сама, используя собственные ресурсы, начинает производить вирусные белки. Одновременно происходит репликация вирусной РНК и сборка вирусных частиц. Новые вирусы высвобождаются (одновременно происходит разрушение клетки, ее лизис) и поражают другие клетки.
 
Размножение вирусов протекает с исключительно высокой скоростью, что объясняет столь короткий инкубационный период -1-2 суток. В дальнейшем вирус попадает в кровь и разносится по всему организму.
 
Вирус гриппа поражает эндотелий капилляров, что приводит к повышенной проницаемости сосудов, кровоизлияниям и дополнительному повреждению ткани. Вирус, попадая в кровь, вызывает угнетение кроветворения и иммунной системы, развивается лейкопения и другие осложнения.
 
В процессе своей жизнедеятельности вирус гриппа поражает мерцательный эпителий респираторного тракта. Физиологической функцией мерцательного эпителия является очищение дыхательных путей от пыли, бактерий и т.д. Если мерцательный эпителий разрушается, он уже не может в полной мере выполнять свои функции, и бактерии с большей легкостью проникают в легкие. Таким образом появляется опасность развития бактериальной суперинфекции (например, пневмонии и бронхита).
 
Симптомы гриппа
 
Грипп - острое высоко контагиозное (заразное) заболевание, которое отличается резким токсикозом, умеренными катаральными явлениями с наиболее интенсивным поражением трахеи и крупных бронхов.
 
Клиника гриппа и острых респираторных заболеваний, вызываемых различными вирусами, из-за сочетания общетоксических симптомов и поражения дыхательных путей, имеет много сходных черт.
 
Грипп начинается остро. Инкубационный период, как правило, длится 1-2 дня, но может продолжаться до 5 дней.
 
Затем начинается период острых клинических проявлений. Тяжесть болезни зависит от многих факторов: общего состояния здоровья, возраста, от того, контактировал ли больной с данным типом вируса ранее. В зависимости от этого у больного может развиться одна из 4-х форм гриппа: легкая, среднетяжелая, тяжелая и гипертоксическая. Симптомы и их сила зависят от тяжести заболевания.
 
В случае легкой (включая стертые и субклинические) формы гриппа, температура тела может оставаться нормальной или повышаться не выше 38°С, симптомы инфекционного токсикоза слабо выражены или отсутствуют.
 
В случае среднетяжелой (манифестной) формы гриппа температура повышается до 38,5-39,5°С и отмечаются классические симптомы заболевания: интоксикация ( потоотделение, слабость, светобоязнь, суставные и мышечные боли, головная боль) ; катаральные симптомы ( гиперемия задней стенки глотки и конъюнктив); респираторные симптомы ( кашель, насморк, боли за грудиной, возможно вовлечение в процесс легких с развитием гемморрагической пневмонии); абдоминальный синдром ( боль в животе, понос).
 
При развитии тяжелой формы гриппа температура тела поднимается до 40-40,5°С. В дополнение к симптомам, характерным для среднетяжелой формы гриппа появляются признаки энцефалопатии (психотические состояния, судорожные припадки, галлюцинации), сосудистые расстройства (носовые кровотечения, точечные геморрагии на мягком небе) и рвота.
 
При гипертоксической форме гриппа возникает серьезная опасность летального исхода, особенно для больных из группы риска. Эта форма гриппа включает в себя (помимо вышеперечисленных) следующие проявления: лихорадка, явления менингизма, энцефалопатия, возникновение отечного геморрагического синдрома, развитие в различной степени выраженности дыхательной недостаточности, вплоть до отека легких (геморрагическая пневмония), а также отека мозга у отдельных больных.
 
Если грипп протекает без осложнений, лихорадочный период продолжается 2-4 дня и болезнь заканчивается в течение 5-10 дней. Возможны повторные подъемы температуры тела, однако они обычно обусловлены наслоением бактериальной флоры или другой вирусной респираторной инфекции. После перенесенного гриппа в течение 2-3 недель могут сохраняться явления постинфекционной астении: утомляемость, слабость, головная боль, раздражительность, бессонница и др.
 
Осложнения
 
Наиболее частым осложнением гриппа является пневмония, причем, как правило, это вторичная бактериальная инфекция. Более редко встречается комбинированная инфекция (вирусная и бактериальная пневмония). Первичная вирусная пневмония - это редкое осложнение, характеризующееся высокой смертностью. Она возникает в случае, если грипп вызван вирусом высочайшей вирулентности. При этом развиваются "молниеносные" смертельные геморрагические пневмонии, продолжающиеся не более 3-4 дней. Истинная первичная гриппозная пневмония может наблюдаться, прежде всего, у больных, страдающих хроническими заболеваниями сердца и легких, сопровождающимися застойными явлениями в легких.
 
Другие вторичные бактериальные инфекции, часто возникающие после гриппа - ринит, синусит, бронхит, отит.
 
Осложнение в виде синдрома Рейе встречается практически исключительно у детей (в основном после заболевания гриппом В) после употребления салицилатов (в том числе ацетилсалициловой кислоты) и проявляется сильной рвотой, которая может привести к коме в связи с отеком мозга.
 
Осложнения со стороны сердечно-сосудистой системы чаще встречается у лиц пожилого возраста. Может развиться миокардит и перикардит (воспалительное заболевание мышц сердца, которое может привести к сердечной недостаточности).
 
После гриппа типа В могут развиться мышечные осложнения, выражающиеся в миозите и других мышечных заболеваниях. Такие осложнения чаще бывают у детей и выражаются в мышечных болях в течение нескольких дней. Также происходит повышение миоглобина в моче (миоглобинурия), что может привести к острому нарушению функции почек.
 
Иногда отмечается острый поперечный миелит
 
Менингит и энцефалит.
 
Бактериальная суперинфекция. На ослабленный гриппом организм часто садится бактериальная инфекция (пневмококковая, гемофильная, стафилококковая).
 
После гриппа часто наблюдаются обострения хронических заболеваний, таких как: бронхиальная астма и хронический бронхит, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ, заболевания почек и др.
 
Профилактика
 
Основным методом профилактики против множества инфекционных заболеваний (в том числе и при гриппе) является активная иммунизация - вакцинация. В процессе вакцинации в организм вводят частицу инфекционного агента (это может быть ослабленный, или убитый возбудитель болезни, или же его части). Вирус, содержащийся в вакцине, не может вызвать заболевание, но может стимулировать организм к выработке антител. Благодаря этому заболевание предупреждается еще до его начала. Однако, в связи с высокой изменчивостью вируса гриппа, длительность иммунитета, вызываемого как заболеванием, так и вакцинацией составляет около 1 года.
 
Следует отметить, что многолетний обширный клинический опыт применения современных инактивированных вакцин позволяет сделать вывод, что они прекрасно зарекомендовали себя как безопасные вакцины.
 
Возможные осложнения после вакцинации:
 
Местные реакции - наиболее часто встречаемые эффекты. Они выражаются в виде покраснения (эритемы) на месте инъекции. Это кратковременные явления, которые обычно проходят в течение 1-2 дней.
 
Неспецифические системные реакции - включают повышение температуры, озноб, недомогание и миалгию. Встречаются менее, чем в 1% случаев. Чаще наблюдаются в тех случаях, когда вакцинируемый не имел предыдущего контакта с вирусным антигеном, присутствующем в вакцине. Обычно возникают через 6-12 часов после вакцинации и продолжаются не более 1-2 дней. Последние исследования показали, что системные реакции возникали не чаще, чем в контрольной группе, которым делали инъекции плацебо.
 
Гиперчувствительность - это крайне редкие реакции, которые предположительно имеют аллергическую природу. Чаще всего такие реакции бывают у лиц с аллергией на куриный белок, так как вакцина содержит следовые количества этого белка. Поэтому лица, у которых ранее на куриные яйца были отмечены следующие реакции: крапивница, отек губ и языка, затрудненное дыхание или коллапс, должны перед употреблением вакцины проконсультироваться у врача. Также консультация врача необходима, если на предыдущие введения вакцины отмечались аллергические реакции.
 
Противопоказания к вакцинации против гриппа являются крайне ограниченными, и включают в себя исключительно следующие причины:
 
 Серьезные аллергические реакции на предыдущие введения вакцины;
 
 Аллергия к компонентам вакцины (например, к белку куриных яиц);
 
.Острое заболевание с температурой
 
Противопоказания к вакцинации живыми вакцинами более широки и включают в себя:
 
острое заболевание;
 
 аллергия к куриному белку;
 
 бронхиальная астма;
 
 диффузные заболевания соединительной ткани;
 
 заболевания надпочечников;
 
 заболевания нервной системы;
 
 хронические заболевания легких и верхних дыхательных путей;
 
 сердечно-сосудистая недостаточность и гипертоническая болезнь II и III стадий;
 
 болезни почек;
 
 болезни эндокринной системы;
 
 болезни крови;
 
 беременность.
 
Народные средства профилактики гриппа
 
Общегигиенические средства
 
Одним из наиболее распространенных и доступных средств для профилактики гриппа является ватно-марлевая повязка (маска). Однако, это недостаточно эффективный метод защиты себя, а при заболевании - окружающих от заражения.
 
Необходимо помнить, что инфекция легко передается через грязные руки. Специальные наблюдения показали, что руки не менее 300 раз в день контактируют с отделяемым из носа и глаз, со слюной. При рукопожатии, через дверные ручки, другие предметы вирусы переходят на руки здоровых, а оттуда к ним в нос, глаза, рот. Так что, по крайней мере на период эпидемий, рекомендуется отказаться от рукопожатий. Необходимо часто мыть руки, особенно во время болезни или ухода за больным.
 
Для профилактики гриппа и других ОРВИ важно уменьшить число контактов с источниками инфекции, это особенно важно для детей. Не рекомендуется активно пользоваться городским общественным транспортом и ходить в гости. Дети должны как можно больше гулять: на свежем воздухе заразиться гриппом практически невозможно.
 
 
Общеукрепляющие средства
 
Закаливание - важнейший метод профилактики респираторных инфекций (но не гриппа) в нашем климате, оно позволяет нормализовать функцию дыхательных путей при охлаждении, что снижает дозу вируса, попадающего в организм при заражении. Поэтому путем закаливания можно если и не полностью избежать простуды, то снизить чувствительность к нему ребенка.
 
Дополнительно необходимо принимать аскорбиновую кислоту и поливитамины. Аскорбиновая кислота (витамин С) играет важную роль в регулировании окислительно-восстановительных процессов, углеводного обмена, свертываемости крови, регенерации тканей. Способствует повышению сопротивляемости организма, что по-видимому, связано с антиоксидантными свойствами аскорбиновой кислоты. Витамин С применяют внутрь по 0,5-1 г 1-2 раза в день. Следует отметить, что наибольшее количество витамина С содержится в соке квашеной капусты, а также цитрусовых - лимонах, киви, мандаринах, апельсинах, грейпфрутах. Полезен салат из свежей капусты с подсолнечным маслом, содержащий большой запас витаминов и микроэлементов.
 
Чеснок. Для профилактики в период эпидемий гриппа и простудных заболеваний его можно принимать по 2-3 зубчика ежедневно. Достаточно пожевать несколько минут зубчик чеснока, чтобы полностью очистить полость рта от бактерий. Также положительным действием обладает употребление репчатого лука.
 
Ежедневное использование в рационе свежих овощей и фруктов позволит повысить общий иммунитет к вирусным заболеваниям, а также значительно облегчит бюджет семьи, по сравнению с затратами на медикаментозные средства.
 
 
Если все же заболели
 
 обильное питье в виде горячего чая, клюквенного или брусничного морса, щелочных минеральных вод (боржоми с молоком и др.);
 
 жаропонижающие средства: парацетамол (например, панадол, колдрекс), НПВС (солпафлекс, бруфен) в возрастной дозировке; ацетилсалициловая кислота (аспирин) противопоказан детям младше 16-летнего возраста из-за риска развития синдрома Рейе;
 
 сосудосуживающие средства местно для облегчения носового дыхания;
 
 средства для разжижения и отхождения мокроты (мукалтин, корень солодки, или настойку алтея и др. );
 
 противокашлевые средства: пертуссин - при повышенном кашлевом рефлексе, тусупрекс, или бронхолитин, или глаувент - при сухом кашле; либексин - при упорном болезненном кашле; бромгексин - при влажном кашле и трудноотходящей мокроте; грудной сбор, включающий корень алтея, лист мать-и-мачехи, душицу, корень солодки, шалфей, сосновые почки, плоды аниса, - при длительно сохраняющемся кашле; декстрометорфан - при ночном кашле;
 
 детям старше 2 лет и взрослым в первые дни болезни рекомендуется проведение паровых ингаляций с настоями из ромашки, календулы, мяты, шалфея, зверобоя, багульника, сосновых почек, 1-2-проц. раствором натрия гидрокарбоната и др.;
 
 аскорбиновую кислоту, поливитамины;
 
антигистаминные препараты (тавегил, или супрастин, или задитен и др.);
 
в первые дни заболевания интерферон человеческий лейкоцитарный (ЧЛИ) интраназально по 3-5 капель 4 раза в день путем распыления или интратрахеально в виде аэрозоля (2-3 ампулы разводятся в 3-5 мл кипяченой или дистиллированной воды) через парокислородную палатку или ингалятор типа ИП-2
 
 всевозможные народные средства ( напиток из шиповника; морсы из брусники, калины, малины, липы; мед, редька, лук, чеснок и др.)
 
Необходимо помнить, что все перечисленные лекарственные препараты должны быть назначены врачом.
 
Еще раз, самолечение при гриппе недопустимо, особенно для детей и лиц пожилого возраста. Ведь предугадать течение гриппа невозможно, а осложнения могут быть самыми различными. При тяжелой форме гриппа возможно развитие геморрагий и различных осложнений (пневмонии, отита, гайморита и пр.). Только врач может правильно оценить состояние больного. Такое осложнение, как острая пневмония, нередко развивается с первых же дней, а иногда и с первых часов заболевания гриппом. Поэтому необходимо назначение специфических противовирусных средств и адекватной терапии антибактериальными средствами и другими препаратами (чтобы не допустить осложнений). Часто показаны и дополнительные обследования - такие, как рентген грудной клетки, ЭКГ, и другие. Больные гриппом требуют постоянного наблюдения со стороны медработников, но, к сожалению, около 30% больных госпитализируются в стационары поздно - после 5-6 дней заболевания, что и приводит к затяжному течению пневмонии и других осложнений.
 
Недопустимо также, чтобы сами больные или родители заболевших детей самостоятельно начинали прием различных антибиотиков, часто неоправданный, что не только не предупреждает развитие бактериальных осложнений у взрослых и детей, а порой и способствует возникновению аллергических реакций, перехода заболевания в хроническую форму, дисбактериоза, формированию устойчивых форм бактерий.

 
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
 
Скоро Ваш малыш пойдет в школу. Готов ли он к этому? Ведь шко­ла предъявляет высокие и серьезные требования к здоровью детей. У Вас есть время укрепить здоровье малыша, подготовить его физиче­ски к предстоящей напряженной умственной деятельности.
 
Известно, что чаще всего дети пропускают уроки из-за простуд­ных заболеваний, а самое действенное средство борьбы с ними - за­каливание.
 
Одно из удивительных свойств организма - способность отвечать защитными реакциями на изменяющиеся условия окружающей сре­ды и, в частности, на колебания температуры, формируется постепен­но и в дошкольном возрасте оно еще очень не совершенно и нуждает­ся в постоянной тренировке.
 
Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, воды, солнца) для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Весь повседневный быт ре­бенка надо строить так, чтобы он не изнеживался, а закалялся. Пер­вым требованием является обеспечение чистого, свежего воздуха в помещении и правильное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка.
 
 
 
Однако пользу закаливающие процедуры принесут при соблюдении следу­ющих правил:
 
-  предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, ко­торый знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;
 
-  постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воз­духа, воды, солнца);
 
-  закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достиг­нутый эффект;
 
-  добивайтесь положительного эмоционального отношения ребенка к закаливающим процедурам.
 
Закаливание воздухом - это не только специальные процедуры, но и ежедневная влажная уборка, и многократное проветривание по­мещения, поддерживание в нем оптимальной температуры воздуха + 20 °С; во время гимнастики и подвижных игр она может быть ниже +16 °С.
 
Ребенок должен ежедневно гулять. Даже в ненастную погоду и зимой быть на воздухе не менее 3,5-4 часов.
 
К специальным закаливающим процедурам относятся общие воз­душные ванны, их начинают при температуре воздуха 22 °С продол­жительностью 3-5 минут с последующим снижением температуры до 18 °С и увеличением продолжительности до 10-15 мин. При этом по­степенно облегчается одежда ребенка: вначале обнажают руки (заме­няют рубашку с рукавами майкой, затем снимают майку, оставляя ма­лыша в одних трусиках).
 
Закаливание свежим воздухом полезно всем детям, но особенно важно, если ребенок ослаблен. В то же время известно, что многие родители ошибочно считают необходимым всячески оберегать от «дуновения воздуха» слабого, часто болеющего ребенка. Нередко за­бота о нем сводится к тому, что его как можно теплее одевают, кутают. В такой одежде ребенку жарко, она затрудняет его движения, в ре­зультате - очередная простуда.
 
Свежий воздух - замечательное средство закаливания детского организма!
 
Закаливание водой оказывает более сильное воздействие. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания возду­хом. Водные процедуры делятся на местные и общие. Наиболее дос­тупная местная водная процедура - обливание ног. Из ковша или лейки быстро обливают нижнюю половину голеней и стопы. Первона­чальная температура воды - 30 °С. Постепенно снижая ее через 1-2 дня на 2 °С, доводят до 16-14 °С. Сразу же после процедуры ноги ре­бенка насухо вытирают жестким полотенцем.
 
Закаливающий эффект усиливается, если применять контрастное обливание стоп. Одно из важнейших правил закаливания - постепенность, переход от процедур, оказывающих менее сильное воздействие, к более сильным, от местных к общим. Поэтому, прежде чем начать такие процедуры, как обтирание тела, обливание, необходимо приучить ребенка ходить дома не в колготках, а в носках, после этого - босиком.
 
Общие закаливающие водные процедуры проводятся при темпе­ратуре воздуха не ниже 23 °С. Начинать надо с обтирания тела мяг­кой варежкой, смоченной водой. Вначале, слегка массируя, обтира­ют руки и ноги от пальцев вверх (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот, спину - обязательно в такой последовательности. На­чальная температура воды 34-35 °С через 3-4 дня снижается на 2 °С и доводится до 22 °С. Для ослабленных детей начальная и конечная тем­пература должна быть на 2-4 °С выше, а темп ее снижения более мед­ленный. Обтирание делают в течение 2 месяцев (для получения эффек­та тренировки), а затем переходят к более сильной процедуре - к обли­ванию.
 
Если Ваш ребенок заболел, обязательно обратитесь к врачу и, если он сочтет возможным, не отменяйте закаливающие процедуры, лишь несколько повысьте температуру воды (на 2-3 °С по сравнению с той, которая была до заболевания).
 
Научите ребенка систематически полоскать рот и горло водой комнатной температуры. Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, по­лоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоска­ние необходимо примерно 1/3 стакана воды.
 
Закаливание солнечными лучами возможно только после «зимней» подготовки организма ребенка воздушными ваннами и водными про­цедурами, поскольку солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. В летние месяцы в средней полосе нашей страны лучшее время для пребывания детей под лучами солнца - с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды и закан­чивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Это обосновано тем, что высокая температура угнетает выделение пищеварительных соков.
 
Закаливающее действие солнца можно постепенно увеличивать, меняя одежду ребенка: вначале на него надевают рубашку с коротки­ми рукавами, снимают колготки, носки, затем через 2 дня оставляют в одних трусиках. Голова ребенка всегда должна быть защищена от солнца головным убором.
 
Еще раз напоминаем: ослабленные дети особенно нуждаются в зака­ливании, от Вашего внимания к рекомендациям врача, настойчивого, терпеливого их выполнения зависит, каким Ваш ребенок придет в шко­лу, как будет справляться с новым для него режимом и нагрузками.
 
Наши советы адресованы, в первую, очередь родителям здоровых детей. Вам также необходимо внимательно наблюдать за состоянием ребенка, за его реакцией на закаливающие процедуры.
 
По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?
 
Настроение - жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально ре­агирует на окружающее.
 
Самочувствие— 6одрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.
 
Утомляемость - нормальная, наблюдается умеренная усталость.
 
Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во вре­мя еды не отвлекается.
 
Сон - спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробужда­ется от звука, света.
 
При изменении одного из перечисленных показателей - неустой­чивость настроения, подавленность, раздражительность, плакси­вость, повышенная утомляемость, ухудшение аппетита, сна - необхо­димо обратиться к врачу и по его рекомендации внести коррективы в закаливающие процедуры: сократить продолжительность, повысить температуру воды, заменить процедуру другой и. т.п.  Самое главное - не прекращайте закаливания!

 
 
Права и обязанности родителей по защите  интересов детей
 
Поскольку несовершеннолетние не обладают дееспособностью в полном объеме (а несовершеннолетние в возрасте до шести лет абсолютно недееспособны), а значит и не в состоянии самостоятельно защитить свои права и законные интересы, ст. 64 СК закрепляет обязанность родителей по защите прав и интересов детей и, соответственно, наделяет их статусом законных представителей своих детей.
 
В силу прямого указания закона (п. 1 ст. 64 СК) родители как законные представители своих детей наделены полномочиями выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий то есть без доверенности). Для этого им достаточно предъявить документы, подтверждающие факт происхождения детей от конкретных родителей (свидетельство о рождении ребенка).
 
Исходя из закрепленного законом принципа равенства прав и обязанностей родителей (ст. 61 СК), функции по защите прав и интересов детей могут осуществляться как отцом, так и матерью ребенка, а равно — ими обоими одновременно. Предметом защиты являются права и интересы детей, предусмотренные как семейным законодательством (ст. 54—58, 60 СК), так и другими отраслями законодательства (гражданское, жилищное, трудовое и др.).
 
Формы и способы защиты родителями прав и интересов несовершеннолетних детей зависят от различных факторов: содержание самого права, возраст ребенка, характер совершенного правонарушения и т. д. Так, родители вправе обратиться в установленном законодательством РФ порядке в суд с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью ребенка, имуществу, а также морального вреда. При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка не взыскивается государственная пошлина.
 
На практике родители в вязьма чаще всего осуществляют полномочия законных представителей своих детей в делах, вытекающих из гражданско-правовых отношений, семейных правоотношений, а также при рассмотрении совершенных детьми административных правонарушений и уголовных преступлений. Соответственно содержание этих полномочий определяется нормами гражданского права , гражданского процессуального права, административного права, уголовного процесса.
 
При злоупотреблении родителями своими родительскими правами ребенок согласно ст. 56 СК вправе самостоятельно обратиться за защитой своих прав в орган опеки и попечительства, одной из основных задач которого является защита личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, а по достижении возраста четырнадцати лет — в суд.
 
По результатам проверки такого обращения или любого иного сообщения органом опеки и попечительства может быть, в частности, установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких случаях исполнение родителями полномочий законных представителей своих детей может нанести ущерб имущественным и личным правам ребенка. Поэтому Кодекс (п. 2 ст. 64) запрещает родителям в подобной ситуации представлять интересы своих детей.
 
Соответственно к обязанности органа опоки и попечительства в случае разногласий между родителями и детьми отнесено назначение представителя для защиты прав и интересов детей.
 
Не могут быть законными представителями своих детей родители, лишенные родительских прав (ст. 71 СК) или ограниченные в родительских правах (ст. 74 СК).
Наиболее важным среди родительских прав является право родителей на воспитание детей (ст. 63 СК). Причем, как закреплено в п. 1 ст. 63 СК, родители не только имеют право, но и обязаны воспитывать своих детей. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей родители могут быть привлечены к различным видам юридической ответственности: административной, гражданско-правовой, семейно-правовой; уголовной.
 
Конкретное содержание родительских прав и обязанностей по воспитанию детей Семейным кодексом не раскрывается. В нем лишь названы основные направления деятельности родителей по воспитанию своих детей.
 
Главным закон признает заботу родителей о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей (п. 1 ст. 63 СК). А каким образом осуществлять эту заботу — решают сами родители. Родителям предоставляется свобода выбора средств и методов воспитания своего ребенка с соблюдением ограничений, предусмотренных п. 1 ст. 65 СК, а именно: родители не вправе причинять вред физическому или психическому развитию ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.
 
Кодексом законодательно закреплен принцип преимущественного права родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст. 63 СК). Право на воспитание своего ребенка — это личное неотъемлемое право родителя. Родитель может быть лишен этого права только судом по основаниям, предусмотренным законом (ст. 69, 71, 73—74 СК).
 
Неотъемлемой составляющей процесса воспитания ребенка и формирования его как всесторонне развитой личности является образование. В соответствии с п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
 
В п. 2 ст. 63 СК подтверждается конституционная норма об обязанности родителей обеспечить получение детьми основного общего образования.
 
Непосредственно права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) в сфере образования несовершеннолетних детей определены ст. 52 Закона об образовании и включают в себя:
 
а) выбор формы обучения;
 
б) выбор образовательных учреждений;
 
в) защиту законных прав и интересов ребенка;
 
г) участие в управлении образовательным учреждением;
 
д) выполнение устава образовательного учреждения.
 
Родители самостоятельно выбирают образовательное учреждение и формы обучения детей, учитывая при этом мнение детей.
 
Родители с учетом мнения детей могут решить вопрос о получении детьми дополнительного образования, что, также возможно в различных формах, в том числе в образовательных учреждениях дополнительного образования.
 
На выбор родителями вида образовательного учреждения и формы обучения ребенка могут влиять различные факторы: состояние здоровья ребенка и его способности, семейные традиции, профессия родителей, репутация учебного заведения и (или) его местонахождение и т. п. В любом случае родители при решении данного вопроса должны прежде всего исходить из интересов ребенка и по возможности учитывать его мнение.
 
Родители несут ответственность не только за получение детьми основного общего образования, но и за их воспитание в период обучения. Так, в случае совершения несовершеннолетними детьми преступлений небольшой или средней тяжести на родителей в соответствии со ст. 90—91 УК может быть возложена обязанность по воспитательному воздействию на детей в качестве принудительной меры.
 
Право дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников на общение с ребенком
 
Право ребенка на полноценное воспитание и образование может быть реализовано наиболее полно и глубоко в условиях всесторонней заботы о нем как со стороны родителей, так и других родственников, что предполагает необходимость их общения с ребенком. Это соответствует и интересам указанных лиц, которые могут испытывать потребность в общении с ребенком (как с внуком, братом, сестрой, племянником и т. д.) в силу родственных чувств и взаимной привязанности. Поэтому п. 1 ст. 67 СК закреплено право дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников на общение с ребенком.
 
Если родители препятствуют дедушке или бабушке видеть своих внуков, братьям и сестрам — своих братьев и сестер, дяде и тете — племянников и т. д., то полномочиями по разрешению подобных спорных ситуаций наделен орган опеки и попечительства, который может обязать родителей (одного из них) не препятствовать общению близких родственников с ребенком (п. 2 ст. 67 СК).
 
Порядок их общения (время, место, продолжительность и т. п.) в таких случаях определяется решением (распоряжением) органа опеки и попечительства. При неисполнении родителями (одним из них) такого решения органа опеки и попечительства близкие родственники ребенка (то есть дед, бабушка, братья и сестры) либо сам орган опеки и попечительства в соответствии с п. 3 ст. 67 СК вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Спор разрешается судом исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.